Малыш начинает рисовать

        Раннее детство – это начальный этап детского развития.

        Рисование в этом возрасте один из видов творческой деятельности, наряду с лепкой из пластилина, глины. Кроме того, это пока еще новый вид деятельности и именно  за счет своей новизны и необычности рисование может стать отличным средством занятии и отвлечь ребенка о  неприятной ситуации (конфликт с братом, прием лекарств и др.) Рисование может помочь ребенку справиться  с негативными эмоциями (гнев, обида). К тому же, рисуя, ребенок развивает двигательную активность, мелкую моторику, способность ориентироваться в транспорте, а также тренирует интеллектуальные навыки. Таким образом, свободное от рекомендаций взрослого, «стихийное» рисование будет способствовать как самовыражению ребенку (к концу периода раннего детства), так и эффективному его развитию. К трем годам рисование для малыша может стать способом построения собственной картины мира.

         Все дети начинают творческую деятельность с каких-либо черточек, линий. Малыш начинает производить карандашом какие-то закорючки, загогулины - это период хаотических каракулей.

         У годовалого ребенка движения глаз не скоординированы с движением руки. На его рисунке ни одна линия не повторяется дважды. Ребенок еще не способен ее дублировать. Самое главное для него – оставить свой след на листе, на асфальте, в книге (которую читает мама), который сообщит всему миру: «Я тоже здесь был». Очень часто маленький ребенок, чтобы завладеть вниманием мамы или старшего ребенка, рисует в их книгах и тетрадях.

         От одного года до двух лет ребенок начинает «целенаправленно оставлять следы своего присутствия в этом мире». Совершенствуется зрительно-моторная координация. Ребенок уже может управлять своей рукой и следить за результатом своей работы. Иногда он рисует целые серии похожих друг на друга каракулей, утверждая, что это он пишет письмо или «рисует буквочки».

         В 2 – 2,5 года ребенок обнаруживает, что у листа бумаги есть границы. Теперь его линии не «вылезают» за край листа. Линии могут следовать вдоль краев листа, огибать углы. Ребенок уже может учитывать границы той ситуации, в которой разворачиваются действия. В рисунке ребенок выражает себя, свое эмоциональное состояние и отношение.           Взрослым необходимо помочь ребенку исследовать структуру пространства, тогда в более старшем возрасте ребенок будет более эффективно использовать пространство рабочего стола, тетради. А это немаловажный фактор, обеспечивающий успешность в обучении.

         Для стимуляции умения ориентироваться в пространстве рабочей площади взрослый может предлагать ребенку для рисования бумагу различной величины и формы. Желательно обращать внимание малыша на размер листа. Но взрослый не должен руководить: водить рукой ребенка, давать  точные указания, - тогда малыш сам научится располагать свои «каляки-маляки» на всем листе. В этом возрасте малыш начинает понимать, что закорючки на листе бумаги, произведенные им, на что-то похожи, они что-то обозначают.

          Только после трех лет (примерно между 3г.6мес. и 4 годами) ребенок начинает воспринимать пространство листа как пространство мира: тогда под ногами нарисованных персонажей прорисовывается линия земли, а над головами – линия неба в виде нескольких облаков или длинной стаи птиц.

Конечно, не все дети одного и того же возраста осваивают рисование одновременно: некоторые  из них к трем годам  только-только научаются держать карандаш в руках, а некоторые рисуют уже сложные сюжеты.

          Некоторые дети, начиная рисовать, уже знают, что у них получится, то есть рисуют по замыслу, некоторые рисуют потому, что у них возникла такая потребность, иногда дети используют рисование как способ общения со взрослым.

           Рассматривая рисунки малышей, желательно не давать оценку их работе, называя ребенка «Молодец» или «Умница», а поддержать мотивацию к рисованию. Лучше просто озвучить то, что нарисовано малышом: «Да, вижу. Вот кружок. А тут палочка. А на что это похоже? Скажи…» Если ребенок постарше, высказывание взрослого может быть таким: «Зайчик нарисован. Ушки у зайчика длинные-длинные. Глазки. Морковка у зайчика…» Этот вариант «обратной связи» взрослого способствует развитию речи ребенка, повышению его самооценки, стимулированию развития мышления.

         Для того, чтобы поддержать интерес ребенка к изобразительной деятельности, взрослые должны учитывать и использовать потребность детей в исследовательской деятельности. Так как дети любят исследовать окружающий мир, экспериментировать  с различными предметами, можно поощрять их к тому, чтобы они рисовали на влажном песке, чертили на подсыхающей глине, оставляли следы зубной пасты, мыльной пены на зеркале, на стенах в ванной комнате. Это будет способствовать сенсорному развитию малыша, знакомству с формой, цветом, размеров предметов.

          Можно создать для ребенка уголок, где он будет рисовать. Здесь должны быть тонкие и толстые фломастеры, простые и цветные карандаши, восковые мелки, мел, краски и др. Для получения нового сенсорного опыта ребенку необходимо попробовать рисовать различными предметами на различных поверхностях с использованием различных техник: рисование штампами, тампонами, кисточками, пальчиками, ладошками, ступнями ног,  рисование манкой, песком и др. Если у ребенка есть мольберт, он может научиться «рисовать стоя». В этом случае он будет иметь возможность посмотреть на свой рисунок с любой позиции, под любым углом, будто «другими глазами».

          Пусть ребенок познает мир. Пусть получает удовольствие от работы с красками. Пусть он будет хозяином, волшебником, превращающим чистый лист бумаги в сказочный мир.

         По вопросам творческого  развития ребенка обращайтесь к специалистам психологического агентства «АНИМА»:  тел/факс 8 (8652) 35-85-13, 8 (962) 439-10-13,

 e-mail: [email protected], anima-agency.ru, по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 394, офисы 2,3.

Полезное
 
 
(8652) 35-85-13
Поиск по сайту Контактная информация Карта сайта !-- Yandex.Metrika counter -->